ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА В ОБРАЩЕНИИ С РЕБЁНКОМ 

 

 «Я тебе доверяю»

Дети с большим пылом стараются оправдать оказанное им доверие. Только зная, что в них верят, они, в свою очередь, могут испытывать доверие к себе и другим. Если родители постоянно сомневаются в своем ребенке — «Вряд ли что-то получится…», «С тобой никогда не знаешь…», «Ты же этого не сможешь…» — маленький человечек, в конце концов, обиженно замыкается в себе, чувствует себя непонятым, покинутым. Поэтому чаще говорите ребёнку «Я тебе доверяю».

 

 «Я рада, что ты у меня есть»

Маленькие дети верят, что именно они двигают мир, делают так, чтобы что-то происходило. Они думают, что солнце всходит потому, что они так хотят, и точно так же они считают себя — со своей точки зрения — ответственными за все остальное, например, за семейные заботы, несчастные случаи, ссоры. Тем более ребенку нужна уверенность в том, что вы счастливы оттого, что он у вас есть. Ни в коем случае нельзя позволять себе высказывания типа: «Из-за тебя я должна от всего отказываться», «Если бы не ты, я бы…»

 

 «Я тебя люблю»

Дети должны верить в то, что их любят ради них самих, поэтому ни в коем случае нельзя связывать это чувство с какими-нибудь условиями («Сперва убери в комнате») или с тем, что ребенок делает («Ты мне наврал, теперь я тебя больше не люблю»). Ребенку будет понятно, если ему скажут: «Я тебя очень люблю, но то, что ты бьешь братика это нехорошо».

 

 «Я тебя понимаю»

Потерял плюшевого мишку, брошен другом, боится темноты — все это для ребенка большое горе. В таких случаях малыш нуждается в сочувствии и утешении. Попытки ободрить его словами типа: «Это всего лишь игрушка», «Зачем тебе эта ерунда» или «Привидения на самом деле не существуют» — ребенку непонятны. Они —из мира взрослых, основаны на опыте, которого у ребенка еще нет.

 

 «У тебя всё получится»

Поощрение и одобрение нужны детям и в отношении того, что родители воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Слова «Хорошо сделал», «Я знала, что ты это можешь» или «Мы тобой гордимся» воодушевляют малыша. С другой стороны, такие ярлыки, как «плакса», «размазня» «рохля», или заявления вроде «Вечно ты проигрываешь» или «Ты совсем не умеешь дать сдачи» могут надолго подорвать его веру в себя.

 

 «Мы всегда с тобой»

Что бы ни случилось, мои родители всегда мне помогут — это знание помогает многое преодолеть. В ежедневной суете не всегда есть возможность отложить все в сторону и заняться исключительно ребенком. Но вы можете его утешить: «Интересно! Сейчас я закончу свои дела, тогда у меня будет время, и ты сможешь подробно рассказать мне обо всем». Ребенку это будет понятнее, чем, если бы вы сказали: «Сейчас я не могу».

 __________________________________________________________

 

 

КОРОТКИЕ НОВОГОДНИЕ СТИХИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ 

 

 

 

 

 Дед Мороз несет игрушки,

И гирлянды, и хлопушки.

Хороши подарки,

Будет праздник ярким!

* * *

Дед Мороз, хоть старенький,

Но шалит, как маленький:

Щиплет щеки, нос щекочет,

Ухватить за уши хочет.

Дед Мороз, в лицо не дуй,

Хватит, слышишь,

Не балуй!

* * *

Добрый дедушка Мороз

Мне щенка в мешке принес,

Но какой-то странный дед,

В шубу мамину одет,

А глаза его большие

Как у папы голубые.

Это папа, я молчу,

Втихомолку хохочу,

Пусть позабавляются,

Может сам признается.

* * *

Елка вытянула ветки,

Пахнет лесом и зимой.

С елки свесились конфетки

И хлопушки с бахрамой.

Мы похлопали в ладоши,

Встали дружно в хоровод…

Наступил такой хороший

И счастливый Новый год!

* * *

Елка новогодняя в комнате стоит

И, блестя игрушками, с нами говорит.

Вспоминает елочка с грустью зимний лес,

Полный звонких песенок, сказок и чудес.

Елка новогодняя, не грусти ты зря, -

Мы твои веселые, верные друзья.

Так сверкай же радугой праздничной для нас,

Будь счастливой, елочка, как и мы сейчас!

* * *

Зайчик умывается,

На елку собирается.

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

Надел бантик,

Стал он франтик.

* * *

Закружился хоровод,

Льются песни звонко.

Это значит — Новый год,

Это значит — елка!

* * *

Засверкай, огнями елка,

Нас на праздник позови!

Все желания исполни,

Все мечты осуществи!

 

ИДЕИ ИГР ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 1,5 — 2 ЛЕТ 

 

Не существует на свете малыша, который бы не любил игры! Предложенные игры направлены на стимуляцию мелкой моторики, что в свою очередь тесно связанные с речевым развитием.

Акцент сделаем на игры, которые легко можно сделать самим из подручного материала.

  ИГРЫ С ВОДОЙ

*В тазик с водой можно положить фасоль, мелкие игрушки, мозаику и всё, на что хватит фантазии. Выдавайте малышу ситечко, пусть вылавливает. Не забывайте, что всё должно иметь игровой подтекст. Например, возьмите тарелку с изображением зверька и скажите малышу, что зверёк шел по мостику через речку и обронил все «грибочки» из корзинки. Попросите малыша выловить их для бедной зверюшки!

*Мелкий материал, например, рис, ребенок с удовольствием будет вылавливать пальчиками.

 

*Любой малыш приходит в восторг от взбивания пены венчиком!

 

*Научите малыша переносить воду из одной ёмкости в другую с помощью губки.

 

*Пока Вы купаете ребенка, пусть он помоет пупсика. Сначала губкой… а потом и душем можно смыть пену.

Подключите малыша к уходу за цветочками – он может помочь Вам их поливать.

 

*Поиграйте с ребенком в «большую стирку». Сделайте из коробки стиральную машинку. Пускай малыш «стирает» в ней свои носочки, предварительно разобрав их по парам.

 

*Потом объявите, что свет отключили и придётся стирать вручную. Перестирав все носочки, развесьте их сушить.

 

ИГРАЕМ С ПРИЩЕПКАМИ И ПИНЦЕТАМИ

М.Монтессори неоднократно писала о пользе игр с использованием щипцов и пинцетов.

*Сортируйте помпоны по цветам, используя щипцы или пинцет.

 

*Раскладывайте пинцетом маленькие фасолинки в форму для льда:

 

  НАНИЗЫВАНИЯ

Всевозможные нанизывания прекрасно развивают мелкую моторику.

*Нанизывайте брелки или резинки для волос на стержень от пирамидки.

 

*Массу игр можно придумать со шнурком. Например, малыш может сделать бусы для мамы, нанизывая на шнурок макароны, скрепки или нарезанные коктейльные трубочки.

 

*Можно рассказывать малышу сказку «Репка», а он пускай нанизывает на шнурок персонажей в нужной последовательности!

 

*С помощью шнурка ребенок может освоить и технологию застёгивания пуговиц! Приготовьте фигурки из фетра или из влаговпитывающей салфетки. На один конец шнурка привяжите пуговицу, а в фигурках сделайте надрез по размеру этой пуговицы. Начинайте нанизывать! Ну а потом попросите малыша вставить фигурки «в свои домики» на салфетке!

 

ТАКТИЛЬНЫЕ ИГРЫ

*С тактильными шариками можно познакомить малыша уже до того, как ему исполнится 1 год! Наполните обычные воздушные шарики мукой, фасолью, рисом, гречкой, пшеном, крахмалом, водой, пластилином, бусинками и тем, что еще изобретет Ваша фантазия. Просто перебирать эти «мячики» пальчиками – одно удовольствие. Обязательно называйте малышу, что находится внутри того шарика, который у него в руках. Чуть позже предложите ему соотнести шарики с картинками.

*Для развития тактильного восприятия отлично подойдёт игра с тактильным мешочком. Сложите вместе с малышом в мешочек любые предметы. Желательно, чтобы они были разными по тактильным ощущениям: мягкий, твердый, гладкий, ребристый, колючий, шершавый…Теперь попросите ребенка, не подглядывая, доставать по очереди называемые Вами предметы.

  СЕНСОРНЫЕ КОРОБОЧКИ

*Ну и «классика жанра» игр на развитие мелкой моторики – сенсорные коробочки! Наполнить их можно чем угодно: рисом, гречкой, пшеном, манкой, бобами, песком, макаронами, водой, ватными шариками, скрепками, пуговицами, мелкими игрушками, гидрогелевыми шариками и т.д. Инвентарь для игр также можно предложить самый разнообразный: лопатки, ложечки, баночки, ведёрки, грабельки, воронки и т.д.

*Детям до 1,5 лет интересно исследовать эти коробочки просто так, малышам постарше обязательно нужен игровой сюжет.

 

*Вот, например, игра с коробочкой из цветного риса. Из окрашенного в разные цвета риса делаем мини песочницу. Предлагаем малышу назвать все цвета, а потом смешать их. При начальном смешивании получаются необычайной красоты узоры, что очень увлекает малыша!

 

Когда ребенок всё смешал, объявляем ему, что перед нами ферма, и нужно заселить её фигурками животных. А потом и забор из прищепок выстроить!

 

А вот из хозяйского домика прибежал котёнок. Надо угостить его кормом!

 

А из леса в гости на угощение забежал медвежонок Тедди. И его нужно покормить (бутылка и воронка).

 

*Или вот еще вариант игры с цветным рисом. Кладём в коробку с крукцупой геометрические фигурки, предварительно обводим их на бумаге. Задача ребенка – вынимать их из коробочки и раскладывать на соответствующие рисунки.

 

*Очень нравится малышам «скользкая» сенсорная коробочка с использованием гидрогелевых шариков.

 

В них бесконечно приятно опускать ручки и ножки.

 

Игры на развитие моторики и массаж пальчиков — играем с гидрогелевыми шариками.

 

*Очень захватывает детей перекладывать шарики из одной ёмкости в другую. Предложите ребенку ложки разных размеров и из разных материалов.

 

Игры с водой — ловим ложкой гидрогелевые шарики.

«Шариками» можно заполнять яичные лоточки, стаканчики-непроливайки.

 

Игры на равзитие моторики у детей 2 лет — раскладываем шарики в ячейки.

 

Предложите малышу сортировать шарики по цвету.

 

Пускай он покормит шариками «коробочного друга».

 

Заполните тазик с шариками водой, а малыш будет вылавливать шарики ситом.

 

*Фантазируйте вместе с малышом, предлагайте ему как можно больше игр, развивающих мелкую моторику. Ведь такие игры не только принесут Вашему ребенку море веселья и впечатлений, но и будут способствовать его речевому, интеллектуальному и гармоничному развитию в целом.

 

Ведь, как говорил известный педагог В.Сухомлинский, «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

______________________________________________________________________

 

 

ЗАГАДКИ ПРО ЧАСТИ ТЕЛА 

Брат с братом через дорожку живут, А друг друга не видят.

(Глаза)

Когда мы едим – они работают, Когда мы не едим – они отдыхают.

(Зубы)

Белые силачи

Рубят калачи,

А красный говорун

Новые подкладывает.

(Зубы, язык)

Стоят два кола,

На колах — бочка,

На бочке — кочка,

На кочке — лес дремучий.

(Человек)

Красные двери в пещере моей.

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб -

Всю добычу мою

Я с радостью

Белым зверям отдаю.

(Рот, зубы)

 

Идут четыре брата навстречу старшему.

- Здравствуй, большак, — говорят.

- Здорово, Васька-указка,

Мишка-середка,

Гришка-сиротка

Да крошка Тимошка!

(Пальцы)

Всегда во рту,

А не проглотишь.

(Язык)

Пять братьев: Годами равные, а ростом разные.

(Пальцы)

Рассыпались песчинки

На щечках у Маринки.

(Веснушки)

У Алешки – копной,

У Аленки – волной.

(Волосы)

У Петьки — картошкой,

У Марьюшки — уточкой.

(Нос)

Есть всегда у людей

Есть всегда у кораблей.

(Нос)

Вот гора, а у горы –

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит.

(Нос)

На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются.

(Веки и глаза)

Два близнеца — два братца,

На нос верхом садятся,

Сами верхом, а ноги — за ушами.

(Глаза)

У двух матерей

По пяти сыновей,

И одно имя всем.

(Рука и пальцы)

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.

(Язык)

Полно корыто

Гусей-лебедей намыто.

(Зубы)

Тридцать два молотят,

А один поворачивает.

(Язык и зубы)

Один говорит, двое глядят, двое слушают.

(Язык, глаза и уши)

Между двух светил я в середине.  (Нос)

Не сеют, не сажают – сами вырастают. (Волосы)

Пятерка братьев неразлучна,

Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором.

(Пальцы)

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле…

(Ушки)

Оля ядрышки грызет,

Падают скорлупки.

А для этого нужны нашей Оле…

(Зубки)

Оля ягодки берет

По две, по три штучки.

А для этого нужны нашей Оле…

(Ручки)

Всю жизнь друг друга догоняют, а обогнать не могут. (Ноги)

Ношу их много лет,

А счету им не знаю.

(Волосы)

Полон хлевец Белых овец.

(Рот и зубы)

Что за обедом всего нужнее?   (Рот)

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

(Сердце)

Две сестрёнки-подружки

похожи друг на дружку,

рядышком бегут, одна – там, другая – тут.

(Ноги)

_________________________________________________________________

 

 

 

 

 ЧЕМ МОГУТ НАМ ПОМОЧЬ ДЕТИ (ОТ 1,5 ДО 2 ЛЕТ)

Знаете ли вы, что есть домашние обязанности, которые вполне могут выполнять полуторагодовалые детки? А позволяя малышу выполнять ВАЖНУЮ в его глазах работу, вы развиваете в нем независимость и чувство ответственности. Ну, и наконец, если вы приучите ребенка помогать по дому, меньше работы будет у вас. Итак, в возрасте 1,5-2 лет дети уже могут:

1. Вытирать пыль
2. Помогать загружать/разгружать стиральную машину.
3. Подбирать носки по цвету.
4. Убирать небьющуюся посуду со стола.
5. Собирать игрушки – они в состоянии это делать, хотя часто не хотят.
6. Относить мусор в мусорное ведро.
7. Доставать покупки из пакетов и помогать их раскладывать.

 _______________________________________________________

 

КАК ВОСПИТАТЬ СЧАСТЛИВЫХ ДЕТЕЙ? 

1. Шутки помогают!

Если вы будете регулярно шутить с вашим ребенком, то это поможет ему настроиться на социальный успех. Когда родители шутят и играют с ребенком, они дают ему инструменты для творческого мышления, для поиска новых друзей и для того, чтобы справляться со стрессом.

2. Будьте позитивно настроенными

Родители, которые по отношению к детям проявляют негативные эмоции, в один прекрасный день обнаружат, что их ребенок очень агрессивен. Это плохая новость, потому что поведенческая агрессия в возрасте 5 лет напрямую связана с агрессией во взрослой жизни.

3. Поощряйте объективную самооценку

Объяснение всего с объективной точки зрения является очень важным жизненным навыком, который помогает людям справляться с трудностями. Это чувство включает в себя внимательность, человечность, сочувствие к страданиям других людей, а также признание собственных проблем и направленность на их решение.

4. Отпустите детей

Когда дети хотят вступают в новый мир, лучше отпустить их. Первоклассники, чьи родители с трудом их отпустили, более беспокойны и менее открыты для новых впечатлений по сравнению с теми, кого родители отпустили легко.

5. Постоянно «подпитывайте» свой брак

Не дайте своим отношениям уйти под откос после рождения ребенка. Согласно данным исследования, родители, которые страдают от нестабильности в отношениях, тем самым вызывают проблемы со сном у своих детей. Также проблемы в браке вносят свой вклад в развитие психических способностей маленьких детей.

6. Заботьтесь о своем психическом здоровье

Если вы подозреваете, что начинаете впадать в депрессию, то вам следует обратиться за помощью. Депрессивные мамы пропагандируют отрицательный стиль воспитания, тем самым они вводят своих детей в состояние стресса, поэтому дети, выращенные таким родителем, становятся слишком ранимыми и уязвимыми.

7. Мамы, будьте поласковее со своими сыновьями

В соответствии с данными исследования 2010 года, тесная связь с матерью удерживает мальчиков от антисоциального поведения. Теплые, дружеские отношения с мамой играют важнейшую роль в поведении детей, особенно мальчиков.

8. Не стремитесь к совершенству

Родители, которые полагают, что общество ожидает от них совершенных успехов в отношении воспитания детей, чувствуют себя более напряженными, при этом они теряют уверенность в своих родительских навыках.

9. Понимайте своих детей

Те дети, чьи родители приспособили свой стиль воспитания под ребенка, гораздо реже испытывают ощущение тревоги и находятся в депрессивном состоянии по сравнению с теми, кого воспитывали агрессивные и жесткие родители.

_____________________________________

Пять жизненных позиций ребенка по отношению к родителям, себе и окружающему миру.

«Я, любим, я нужен и тоже уважаю и люблю вас».

Такая установка может сформироваться только там, где ребенок чувствует любовь и заботу, видит своих родителей радостными и счастливыми. В таких семьях  каждый человек, даже самый маленький, является уникальной личностью, имеющей право выбора. Искреннее, неподдельные человеческие чувства, общий положительный эмоциональный фон в семье способствует полноценному развитию личности ребенка.

Радостного, довольного своей жизнью человека отличает достаточно высокая самооценка, уверенность в себе, уважение и доверие ко всем окружающим людям, умение общаться со взрослыми и сверстниками, интерес к познанию.

  «Я обожаем, я центр вселенной, все должны мне поклоняться».

Такая установка чаще всего возникает в семьях, где развит культ ребенка — ему уделяется особое внимание, все его желания и прихоти мгновенно исполняются. Малыш привыкает к тому, что его слово – закон для родителей, он начинает требовать беспрекословного подчинения своей воле, т.е. превращаться в маленького деспота. Подобная позиция характерна для семей, например, когда мама, оставшись одна, уделяет все внимание любимому чаду, видя отныне в нем единственный смысл в жизни.

Самооценка детей в таких семьях настолько завышена, что их поведение не укладывается в общепринятые нормы: они не считаются с окружающими, действуют наперекор их желаниям и требованиям.

 

 «Я не любим, но очень нуждаюсь в любви и заботе».

Такая установка возникает в семьях, где дети остро испытывают нехватку родительского тепла. Отсутствие малыша в жизненных планах родителей, не приятие его индивидуальных и возрастных особенностей, перенос внимания на младшего ребенка. Недостаток любви и заботы воспринимается детьми очень просто: они становятся тревожными, плаксивыми, замкнутыми, у них появляется ощущение собственной ненужности, покинутости. Все это неизбежно приводит к внутреннему дискомфорту и может сформировать низкую самооценку.

 

«Я не кому не нужен и тоже не нуждаюсь в вас».

Эта установка страшна тем, что ребенок полностью теряет веру в то, что кто- то может его любить, и становиться равнодушным. В ответ на отсутствие любви и заботы он демонстрирует безразличие. Такие дети не прилагают никаких усилий, чтобы совершить что- то, привлекающее внимание других, заслужить похвалу. Неужели они совсем не желают общения и заботы? Нет,  просто эти дети потеряли надежду на любовь родителей. Приобретенный «жизненный опыт» побуждает их как можно быстрее избавиться от «внимания» взрослых – наказаний, поучений, унижений.

 

«Я не любим, обижен, отомщу вам за это».

Эта установка также возникает в семьях, где родители эмоционально холодны, авторитарны, постоянно недовольны своим ребенком. Но в данном случае ребенок считает плохим, недостойным  не себя, а родителей. Ему кажется, что именно мама с папой виноваты в его оторванности от семьи, в одиночестве. Он часто ведет себя  дома агрессивно, кажется, специально раздражает родителей. «уменьшая» значимость семьи, ребенок, таким образом, психологически защищается, избавляется от переживаний. Конечно, в душе эти дети по – прежнему привязаны к матери и отцу и мечтают о сохранении с ними хороших отношений. А их плохое поведение говорит лишь о том, что они всеми силами стремятся привлечь внимание к себе.

______________________________________________________________

 

______________________________________________________________

 МАМОЧКАМ  НА  ЗАМЕТКУ!!!
10 примеров ДРУГИХ СЛОВ при общении с ребенком


На творческий подход к воспитанию часто не хватает сил и времени. Даже готовые методы не всегда вспоминаются в нужный момент. Но есть совсем простой способ изменить ситуацию – “выследить” фразы, которые вы произносите в адрес ребенка неизменно раздраженным или ноющим тоном, и попробовать передать ту же мысль другими словами.
Итак, вот 10 примеров того, как можно заменить плохие фразы при общении с детьми:

1. Вместо раздраженного: “Пошли скорее, сколько тебя ждать!;”
Скомандовать: “На старт, внимание… марш! Побежали!”

2. Вместо угрожающего: “Ешь, иначе не получишь десерт.”
Обрадовать: “После того, как исчезнет эта крооохотная котлетка, к тебе прилетит что-то вкусное.”

3. Вместо грубого: “Убери за собой”
Произнести мечтательным голосом: “Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на столе…”

4. Вместо рассерженного: “Не мешай!”
Сказать: “Иди, поиграй немного сам. А когда я освобожусь, мы устроим мини-праздник.”

5. Вместо недовольного: “Не капризничай, пиратская футболка в стирке, надевай ту, которая есть.”
Примирить с неприятностью: “Смотри-ка, а вот родственница твоей пиратской футболки. Давай ее наденем?”

6. Вместо риторического: “Ляжешь ты, наконец, спать!”
Поинтересоваться: “Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?”

7. Вместо злого: “По попе захотел?”
Выпустить пар: “Интересно, кому это я сейчас ухи оторву и шею намылю?”

8. Вместо бессильного: “Чтобы я никаких “не хочу” не слышала!”
Неожиданно закричать: “Ой, смотри, капризка прибежал. Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!”

9. Вместо нудного: “Сколько раз повторять”
Сказать таинственным шепотом: “Раз-два-три, передаю секретную информацию… Повторите, как слышали.”

10. Вместо менторского: “Руки помыл?”
Предложить: “Спорим, что вода с твоих рук потечет черная?”

Удивительно, что стоит заменить привычные замечания новыми словами и меняется все – интонация, ваше настроение, реакция ребенка.

Меняется в лучшую сторону. Не верите? Попробуйте.

 

______________________________________________________________

Стихи с «договариванием».

  Если ребенку хорошо знакомо стихотворение, он сначала начинает предугадывать последние в строчках рифмованные слова, а потом пытается их договаривать. Рассказывая малышу стихотворение, делайте паузы в соответствующих местах, поощряя его тем самым договорить последнее слово в строчке.

 

Кошка

Захотела кошка спать –

Вот и лезет на… кровать.

 

Маленькая кошка

Сидит на окошке

Маленькая … кошка.

 

Молоко

Это миска. В миске

Молоко для… киски.

 

Муха

Укусила кису муха

И болит у кисы… ухо.

 

Зайка

Зайка под кустом сидит

И ушами… шевелит.

 

Хвостик

Зайка маме говорит:

«Хвостик у меня… болит».

 

Мишка

Мой маленький мишка

Читает мне… книжку.

 

Петушок

Петушок, петушок,

Золотой… гребешок,

Выгляни в окошко –

Дам тебе… горошка.

 

Жили у бабуси

Жили у бабуси

Два веселых… гуся,

Один — серый,

Другой — белый,

Два веселых … гуся.

 

Таня

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку … мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке … мяч.

(А.Барто)

 

Мой мишка

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему … штанишки.

Надо к ним карман пришить

И конфетку … положить.

(З.Александрова)

 

Снежная песенка

Ежонок укрылся

Осенним … листом

Пушистая белочка

Теплым … хвостом.

(В.Орлов)

 

Мяч

Мой веселый, звонкий мяч

Ты куда пустился … вскачь,

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за … тобой.

(С.Маршак)

 

Коровушка

Коровушка, коровушка!

Рогатая … головушка!

Малых деток не бодай,

Молока им лучше … дай!

(В.Берестов)

 

Козленок

Шел козленок по дорожке,

У него устали … ножки.

Закричал козленок: — МЕ-Е-Е!

Постелите коврик … мне-е-е!

(М.Дружинина)

 

Гусь

- Ты куда поплыл, мой гусь?

- Не волнуйся, я … вернусь!

Посмотреть хочу, ГА-ГА,

На другие … берега!

(М.Дружинина)

 

Лягушки

После дождика лягушки

Веселились на … опушке:

- Что за прелесть, КВА-КВА-КВА,

Всюду мокрая … трава!

(М.Дружинина)

 

Кто мяукал?

Кто мяукнул у дверей?

-Открывайте поскорей.

Очень холодно зимой

Мура просится … домой.

(О. Высотская).

 

Мой конь

Я залез на коня

И держусь… руками.

Посмотрите на меня, –

Я поехал … к маме. 

 

 

________________________________________________________________

10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке, очереди или дороге  

Пальчиковых игр быть много не может. Играть в них лучше каждый день. Но чтобы сохранить интерес ребенка – их нужно обновлять. А потом можно возвращаться к уже позабытым.

Их удобно использовать не только в стоящей машине. В любой момент – когда надо развлечь ребенка при вынужденном ожидании. А кроме этого – они отлично подходят в момент сидения за столом. В них можно играть до еды или после (прямо, как прием таблетки:), как полезное развлечение до, во время, после рисования, лепки и т.д. Это может стать полезной и веселой традицией – поели и сразу после этого поиграли.

 

ФОНАРИКИ

Фонарики зажглись! ( сжатые в кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются)

Фонарики погасли! (пальцы сжимаются в кулак)

Усложненый вариант – поочередно сжимать и разжимать пальцы рук (например – левая рука в кулаке, в этот момент правая – с разжатыми пальцами) под следующий стишок:

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

 

КОШЕЧКА

Две руки одновременно сжать в кулаки и поставить на стол (коленки), затем одновременно пальчики выпрямить и прижать к столу ладони. Повторить 3-5 раз.

Кулачок -ладошка.

Я иду, как кошка.

Усложненный вариант – левая в кулачке, правая — ладошкой. И меняем.

 

МЕСИМ ТЕСТО

Тесто мнем, мнем, мнем!

Тесто жмем, жмем, жмем! (очень энергично сжимаем руки в кулаки и разжимаем – одновременно на двух руках или поочередно)

Пироги мы испечем (делаем движения, как будто лепим снежки)

 

ПЕЧЕМ БЛИНЫ

Касаемся поверхности стола попеременно ладонью и тыльной стороной руки. Если нет стола – подойдут и коленки. Можно делать двумя руками одновременно, а можно поочередно – например, если левая касается тыльной стороной, то правая – ладошкой.

Мама нам печет блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано (потягиваемся)

И едим их со сметаной. (подносим сложенные «щепотью» пальцы ко рту, имитируя еду)

 

ЗАГОТАВЛИВАЕМ КАПУСТУ

Мы капусту рубим, рубим! (прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора – вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)

Мы капусту солим, солим! (пальцы собрали «щепотью» и «солим»)

Мы капусту жмем, жмем! (энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочередно)

Мы морковку трем, трем! (рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)

 

МОЕМ РУКИ

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда! (энергично потираем ладошку о ладошку)

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело! (сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду)

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро. (энергичными движениями «вытираем» поочередно руки)

 

ЕЖИК

Переплести пальцы двух рук и шевелить прямыми пальцами под стишок:

Маленький колючий еж.

До чего же он хорош!

 

ШАРИК

Пальцы двух рук собраны щепотью и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик» – придаем рукам такое положение, как будто держим шар или мяч. «Шарик лопнул» – вернулись в первоначальное положение.

Я надул упругий шарик,

Укусил его комарик.

Лопнул шарик – не беда,

Новый шар надую я.

 

ЛОДОЧКА и ПАРОХОД.

Маленькая лодочка по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет. (руки соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. Если есть стол – ребра ладоней ставим на его поверхность)

Пароход плывет по речке,

И труба дымит, как печка. (большие пальцы соединяем и поднимаем вверх – это «труба»)

 

ЦВЕТОК

Руками делаем «бутон» – основания кистей прижаты друг к другу, пальцы сомкнуты и подняты вверх

Солнце поднимается – цветочек распускается! (основания кистей остаются прижатыми, пальцы разводим одновременно в стороны – «цветок распукается»)

Солнышко садится – цветочек спать ложится. (возвращаемся в первоначальное положение)Десять заповедей Януша Корчака для родителей

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? он даст жизнь другому, тот-третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4.Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок-это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Януш Корчак (1878 — 1942) — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.
Педагогическая деятельность Корчака основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления. В годы оккупации Польши фашисткой Германией Корчак героически боролся за жизнь детей в варшавском гетто; погиб в газовых камерах Треблинки вместе с 200 своими воспитанниками.

 

______________________________________________________________

 Десять заповедей Януша Корчака для родителей 

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? он даст жизнь другому, тот-третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4.Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок-это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Януш Корчак (1878 — 1942) — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.
Педагогическая деятельность Корчака основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления. В годы оккупации Польши фашисткой Германией Корчак героически боролся за жизнь детей в варшавском гетто; погиб в газовых камерах Треблинки вместе с 200 своими воспитанниками.

___________________________________________________________

 

 КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА (игры для детей с 1, 5 лет)

Многие родители детей с речевыми нарушениями (особенно моторных алаликов) сталкиваются с проблемой – ребёнок не может выучить цвета. Это связано особенностями мышления и памяти таких деток

Если ваш ребёнок в три года не знает основные цвета, то необходимо приступить к целенаправленному их изучению.

Объявляем неделю (день) красного цвета. Утром надуваем красный шарик и закрепляем на видном месте. И все это время изучаем только один цвет.

В занятиях с ребёнком всегда хорошо использовать рисование, это то, что всегда интересно ребёнку. Если ребёнок не может рисовать, рисуете сами вместе с ним.

Предлагаем ребёнку: «Давай возьмём красный карандаш и нарисуем красный грибок (машину, домик)! Я рисую шляпку и ножку. Давай ты раскрасишь красным цветом шляпку, а я ножку. Каким цветом ты раскрашиваешь шляпку? Правильно красным! А я ножку? Точно красным! Какой у нас получился грибок? Смотри у него красная ножка и красная шляпка. Правильно он красный!». Затем вместе с ребёнком вешаем рисунок на видное место (к примеру, на холодильник) и «хвастаемся» папе, бабушке и т. д. какой замечательный красный грибок мы нарисовали.

Никогда не начинайте изучать новый цвет, пока ребёнок хорошо не усвоит предыдущий!

Изучение цвета всегда начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим – это 4 основных цвета, которые ребёнок должен усвоить. Затем можно добавлять дополнительные цвета — оранжевый, фиолетовый, черный, белый, а потом и оттеночные – голубой, розовый и т. д.

Никогда не торопите ребенка во время занятий. Непременно подсказывайте ребенку, если он ошибается: « Нет, этот кубик не красный, а жёлтый, давай его положим в другую коробочку». Для начала используйте в игре один — два предмета каждого цвета и постепенно увеличивайте их количество.

Не рекомендуется использовать в изучении цветов компьютерные и онлайн игры, которых сейчас в изобилии в сети.
Во-первых, ребёнку ни к чему столь раннее знакомство с компьютером.
Во-вторых, экран монитора может искажать цвета. В-третьих, все эти игры для ленивых родителей, ведь от живого общения больше пользы и только вы можете познакомить малыша с окружающим миром!

Большая часть представленных ниже игр может быть использована в развитии детей от 1,5 лет.

Игра «Бабочки на цветке»

Вырезаем из картона 4 больших цветка: красного, желтого, синего, зеленого цветов. И четыре бабочки того же цвета. Показываем ребёнку и говорим: «Вот синяя бабочка полетела и села на синий цветок, а жёлтая летела-летела и прилетела на жёлтый цветок и т.д.». Потом пусть ребенок сам сажает бабочек на цветки соответствующего цвета.
Усложняем задание: «Посади синюю бабочку на красный цветок и т.д.».

Игра «Маленький строитель»

Из цветного картона вырежьте 4 квадрата и 4 треугольника основных цветов. Сложите домики, при этом цвет деталей не должен совпадать и скажите: «Ой, строители перепутали крыши у домиков. Нужно сложить их правильно, по цвету». Меняйте вместе с ребёнком крыши на «правильные» и называйте цвет.

Игра «Цветная уборка»

Возьмите корзину для белья или большой таз и вместе с ребёнком пройдитесь по дому, собирая в неё предметы, игрушки одного цвета. Сообщайте ребёнку о ваших находках: «Вот смотри красный кубик он нам подходит, клади его в корзину. А вот папина красная футболка и т.д.»

Игра «Строим башню»

Используем конструктор с крупными деталями? выбираем из него детали двух контрастных цветов. Предлагаем ребёнку построить из них башни. Беря каждую деталь? называем её цвет: «Это красная, а это какая?»

Игра «Принеси одежду»

Собираясь на прогулку, сложите одежду малыша в кучку на пол. Попросите малыша, чтобы он принёс вам синие штаны. Если он принёс другую одежду, скажите: «Спасибо ты принёс красную футболку, одевай её и принеси синие штаны». Продолжайте, пока полностью не оденется, прося приносить по одному предмету за раз, называя вещь и её цвет.
Можно усложнить игру, разложив одежду в разные места комнаты и попросить: «Принеси красную рубашку, она лежит на диване и т. д.».

Игра «Все цвета радуют»

Прогуляйтесь с ребёнком по квартире или по улице, указывая ему на предметы одного цвета. Можно с ребёнком посоревноваться, кто найдёт больше предметов, например жёлтого цвета.

Игра «Светофор»

Вырежьте из картона три крупных круга красного, жёлтого и зелёного цветов. Предложите ребёнку поиграть в подвижную игру: «Когда горит красный свет, мы стоим на месте. Когда горит жёлтый – прыгаем на месте (на одной ножке). Загорится зелёный – бегаем».
Поочерёдно показываем цвета и выполняем соответствующие действия вместе с ребёнком. Можно усложнить игру — давать команду только голосом или только показывая определённый цвет. Можно предложить ребёнку поменяться ролями. Будет очень весело, если в игре будут участвовать несколько человек.

Игра «Сортируем игрушки»

Рассыпаем на полу игрушки разных цветов: кубики, детали от крупных конструкторов и т. д. Берём поднос и вместе с ребёнком собираем на него игрушки определённого цвета. Можно устроить соревнование и взять поднос для себя и для ребёнка и кто больше соберёт деталей синего цвета, пока звонит будильник (поёт песенка и т. д.).
Сортируем детали по коробочкам соответствующего цвета (берём 4 основных цвета).

Игра «Что бывает зелёным?»

Вспомните вместе с ребёнком, что бывает зелёным (красным, синим, жёлтым) – огурец, трава, листья, яблоко и т. д.
Эта игра способствует развитию воображения, но может вызвать затруднения у речевиков даже старшего дошкольного возраста.

Игра «Чудо — радуга»

Берём большой лист бумаги (лучше ватман) и рисуем на нем цветные дуги шириной несколько сантиметров, в зависимости от размера листа. Располагаем цвета соответственно спектру радуги. И на каждую дугу приклеиваем вместе с ребёнком предметы соответствующего цвета: комочки цветной бумаги, маленькие игрушки, бусины, цветные пёрышки, пробки от пластиковых бутылок, кусочки ткани, красивые камушки. Всю радугу сразу делать не обязательно, можно выкладывать цвета постепенно.

И у вас получится креативный коллаж, от которого ваш малыш будет в восторге!

Брат с братом через дорожку живут,

А друг друга не видят.

(Глаза)

Когда мы едим – они работают,

Когда мы не едим – они отдыхают.

(Зубы)

Белые силачи

Рубят калачи,

А красный говорун

Новые подкладывает.

(Зубы, язык)

Стоят два кола,

На колах — бочка,

На бочке — кочка,

На кочке — лес дремучий.

(Человек)

Красные двери В пещере моей.

Белые звери Сидят у дверей.

И мясо, и хлеб -

Всю добычу мою

Я с радостью

Белым зверям отдаю.

(Рот, зубы)

 

Идут четыре брата навстречу старшему.

- Здравствуй, большак, — говорят.

- Здорово, Васька-указка,

Мишка-середка,

Гришка-сиротка

Да крошка Тимошка!

(Пальцы)

Всегда во рту,

А не проглотишь.

(Язык)

Пять братьев:

Годами равные, а ростом разные.

(Пальцы)

Рассыпались песчинки

На щечках у Маринки.

(Веснушки)

У Алешки – копной,

У Аленки – волной.

(Волосы)

У Петьки — картошкой,

У Марьюшки — уточкой.

(Нос)

Есть всегда у людей

Есть всегда у кораблей.

(Нос)

Вот гора, а у горы –

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит.

(Нос)

На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются.

(Веки и глаза)

Два близнеца — два братца,

На нос верхом садятся,

Сами верхом, а ноги — за ушами.

(Глаза)

У двух матерей

По пяти сыновей,

И одно имя всем.

(Рука и пальцы)

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.

(Язык)

Полно корыто

Гусей-лебедей намыто.

(Зубы)

Тридцать два молотят,

А один поворачивает.

(Язык и зубы)

Один говорит, двое глядят, двое слушают.

(Язык, глаза и уши)

Между двух светил я в середине.

(Нос)

Не сеют, не сажают – сами вырастают. (Волосы)

Пятерка братьев неразлучна,

Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором.

(Пальцы)

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле…

(Ушки)

Оля ядрышки грызет,

Падают скорлупки.

А для этого нужны нашей Оле…

(Зубки)

Оля ягодки берет

По две, по три штучки.

А для этого нужны нашей Оле…

(Ручки)

Всю жизнь друг друга догоняют,

а обогнать не могут.

(Ноги)

Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут.

(Ноги)

Полон хлевец Белых овец.

(Рот и зубы)

Что за обедом всего нужнее?

(Рот)

Гладкое поле, белая полянка, ни травинки,

ни былинки, да посередке – ямка.

(Живот)

Ношу их много лет,

А счету им не знаю.

(Волосы)

 

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

(Сердце)

Две сестрёнки-подружки

похожи друг на дружку,

рядышком бегут, одна – там,

другая – тут.

(Ноги)

КОРОТКИЕ НОВОГОДНИЕ СТИХИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

 

Дед Мороз несет игрушки,

И гирлянды, и хлопушки.

Хороши подарки,

Будет праздник ярким!

* * *

Дед Мороз, хоть старенький,

Но шалит, как маленький:

Щиплет щеки, нос щекочет,

Ухватить за уши хочет.

Дед Мороз, в лицо не дуй,

Хватит, слышишь,

Не балуй!

* * *

Добрый дедушка Мороз

Мне щенка в мешке принес,

Но какой-то странный дед,

В шубу мамину одет,

А глаза его большие

Как у папы голубые.

Это папа, я молчу,

Втихомолку хохочу,

Пусть позабавляются,

Может сам признается.

* * *

Елка вытянула ветки,

Пахнет лесом и зимой.

С елки свесились конфетки

И хлопушки с бахрамой.

Мы похлопали в ладоши,

Встали дружно в хоровод…

Наступил такой хороший

И счастливый Новый год!

* * *

Елка новогодняя в комнате стоит

И, блестя игрушками, с нами говорит.

Вспоминает елочка с грустью зимний лес,

Полный звонких песенок, сказок и чудес.

Елка новогодняя, не грусти ты зря, -

Мы твои веселые, верные друзья.

Так сверкай же радугой праздничной для нас,

Будь счастливой, елочка, как и мы сейчас!

* * *

Зайчик умывается,

На елку собирается.

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

Надел бантик,

Стал он франтик.

* * *

Закружился хоровод,

Льются песни звонко.

Это значит — Новый год,

Это значит — елка!

* * *

Засверкай, огнями елка,

Нас на праздник позови!

Все желания исполни,

Все мечты осуществи!